Настройка посадки на велосипеде с помощью Bike Fast Fit

Вне зависимости от типа велосипеда: шоссейный, для триатлона, горный, трековый и прочих, первое, о чём необходимо позаботиться после покупки является настройка правильной посадки. Хорошо, если у вас есть знакомый, сведущий в данном вопросе или вы сами обладаете солидными познаниями в теории и практике касательно подгонки велосипеда под седока и задачи, которые он преследует. Или вы планируете посетить специалиста Body Geometry Fit или Retul и им подобных профессиональных систем по настройке. А если по тем или иным причинам всё это вам не доступно, как быть? Можно поискать в Интернете. Эта кладезь выдаст массу материала со стандартами, руководствами и прочей полезной и не очень информацией, которая сможет вам помочь. Да и какого-либо сложного инструмента не потребуется: уровень, угломер, рулетка да отвес. Но как часто бывает, Интернет содержит зачастую не полные или трудно удобоваримые сведения, переварить которые и осмыслить доступно далеко не каждому. Но прогресс не стоит на месте, с ростом спроса рождается и предложение. Хотим представить вам удобную и простую в использовании систему выставления посадки на велосипеде с помощью программы Bike Fast Fit Elite для iOS.

С чего начать

bikefastfit инструменты

Кроме велосипеда вам будут необходимы:

  • iPhone с установленной программой Bike Fast Fit
  • Рулетка, пяти- или десятирублёвую монету, ножницы и ручка
  • Небольшой лист яркой цветной бумаги с клеящим слоем
  • Вело станок под заднее колесо для надежной фиксации велосипеда
  • Фото штатив с приспособлением для крепления iPhone.
  • Набор шестигранников для регулировки велосипеда


Помещение, где вы будете экспериментировать, должно позволять установить iPhone на расстоянии 3 — 3,5 метрах от велосипеда и желательно с хорошим освещением. В нашем тесте обычной люстры было не достаточно, что отражается на качестве видео и потом при анализе могут возникнуть с идентификацией меток. Установив велосипед на станок, не забудьте подставку под переднее колесо, чтобы расстояние от втулок колес до пола было одинаковым. Запустив программу, отрегулируйте положение телефона. В идеале, камера должны быть на высоте верхней трубы велосипеда, а пунктирные линии, обозначающие колеса максимально точно совпадать с вашим велосипедом, как и крестики, обозначающие втулки колес. Замеряем рулеткой расстояние между центрами втулок, оно пригодиться позже для калибровки.

Закончив с установкой телефона и велосипеда, займитесь маркировкой контрольных точек на теле седока. Для этого берем цветную бумагу, обводим ручкой по периметру монетку, нам потребуется пять маркеров. Вырезаем. Готово! Клеим маркеры на тело.


bikefastfit маркер на плечо

Плечо (shoulder) — точка наклеивается на акромиальный отросток (конец лопатки). Данная точка расположена на внешней стороне примерно в 2,5 сантиметрах от верха плеча. Акромиальный отросток подвижен (при движении рукой вверх или в сторону), поэтому для выставления посадки на велосипеде для гонок с раздельным стартом или триатлона, приклейте маркер при положении рук в аэро позиции.

bikefastfit маркер на бедро

Бедро (hip) — клеим маркер на шейке бедра, то есть на выпячивании, образованном большим вертелом. Для того, чтобы не ошибиться, на ощупь найдите верхнюю точку бедренной кости. Следуйте вниз примерно на ширину ладони, пока вы не нащупаете отчетливый бугорок. Часто это весьма не просто и нажимать придётся сильно, т.к. мышцы бедра могут быть достаточно плотными


bikefastfit маркер на локоть

Локоть (elbow) — маркер должен быть на наружной стороне локтя на мыщелке плечевой кости. Он похож на отросток или шишку, к которой крепятся связки мышц плеча и предплечья.


bikefastfit маркеры на лодыжку и колено

Лодыжка (ankle) — на костном выпячивании на внешней стороне лодыжки.

Колено (knee) — на наружной стороне колена на мыщелке (плотная костная шишка сбоку от коленной чашечки).

Съемка тестового видео

Итак. Всё готово. Можем приступать к съемке видео, анализируя которое мы потом будем производить измерения. В программе в верхнем левом углу нажимаем на иконку выбора режима работы. На открывшейся панели слева — пункт Capture. Настраиваем видео так, чтобы пунктирные линии, обозначающие колеса и втулки, максимально чётко совпадали с реальным положением велосипеда. В режиме видеосъемки есть четыре простые настройки: звук/подсветка, таймер включения, длительность записи и выбор положения велосипеда (фас, профиль) в зависимости от тестов, которые вы потом сможете провести. Выбираем длительность записи 30 секунд. Если вы всё делаете один, то воспользуйтесь таймером задержки включения записи на то время, за которое вы сядете на велосипед, встегнётесь в педали и начнёте крутить. Педалируйте мягко, без рывков и с невысоким каденсом. Если вы будете крутить слишком быстро, видео получится смазанным, что затруднит распознавание маркеров при последующем анализе стоп-кадра. По окончанию записи телефон подаст сигнал. Можете слезать с велосипеда, далее вся работа будет производиться непосредственно на телефоне.

Подготовка к анализу

Итак. У нас есть видео. Выбираем в верхнем левом углу режим Analyze. Там мы видем наше видео. Нажимаем, видим стопкадр. Рекомендую промотать видео ближе к концу, т.к. в начале вы скорее всего не успеете принять привычную позицию, в которой педалируете. Справа вы увидите две кнопки. Для начала нажмите нижнюю. Это карточка видео. Впишите название видео в строке Title, например «До регулировки», а в строке Rider — имя тестируемого. Позже, когда у вас накопиться солидный архив с видео, так вам будет легче в них ориентироваться. Верхняя кнопка позволяет формировать сами тесты. Известно, что есть ключевые особенности, отличающие посадку на шоссейном велосипеде, на велосипеде для гонки с раздельным стартом, на горном велосипеде. На это работает геометрия рамы. Но и на одной и той же раме можно выставлять различное положение и высоту седла, регулировать длину рулевого выноса, высоты и наклона руля и прочее.

Будем исходить из того, что размер велосипеда соответствует вашему росту и индивидуальным особенностям (длине туловища, рук, ног). Так же не плохо, для выставления идеальной посадки, знать уровень гибкости своего тела. Это особенно важно для нахождения оптимального варианта подгонки, при котором сохранятся комфорт и мощность. В нашем обзоре мы опустим моменты, связанные с особенностями настройки в зависимости от степени вашей гибкости. Для этого вам всё же придётся пройти тест у профессионала. Наша же цель оценить и исправить грубые ошибки, которые неизбежны при отсутствии опыта вообще.

Для проведения тестов вам необходимо пользоваться прокруткой видео, для установки стоп-кадра в то или иное положение, при котором надо проводить измерения. Для этого используется шкала в левой части экрана для анализа. Двигайте её пальцем вверх для прокрутки вперед или вниз для прокрутки назад.

Шоссейный велосипед

Для выставления посадки на шоссейном велосипеде рассмотрим четыре основных теста программы. Тесты выбираются нажатием на верхнюю кнопку справа и далее кнопкой «+». Названия их на английском языке. Мы приведём перевод.

Настройка посадки - угол при выпрямлении ноги

Настройка посадки - угол при сгибании ноги

Углы при выпрямлении и сгибании ноги. На данные параметры влияет высота установки седла. Для большинства велосипедистов оптимальными считаются углы в пределе от 141 до 145 градусов при распрямлении ноги и минимальный угол в 70 градусов при сгибании. Правильная установка седла критически влияет на эффективность и мощность педалирования. Угол распрямления ноги ниже 141 градуса может привести к болям спереди и по бокам коленного сустава. Наоборот, угол выше 145 градусов может приводить к болям в задней части коленного сустава и ахилловых сухожилий.

Выберите тест «Knee angle max». Для корректного измерения угла при распрямлении ноги по остановите видео на том кадре, при котором шатун находится в самой нижней части цикла, на шести часах. Перетягивая за зеленые круги, установите угломер на контрольные точки таким образом, чтобы сгиб угломера был на точке на вашем колене. По окончании снова нажмите на кнопку выбора теста. Данные запомнятся, а вы сможете перейти к следующему измерению «Knee angle min», в котором остановите видео на кадре, в котором шатун находится в положении на ноль часов. Повторите расположение угломера на контрольных точках согласно предыдущему тесту.

Настройка посадки - угол сгибания рук

Угол сгибания рук. Тест «Arm angle». Этот параметр должен быть в пределах от 150 до 160 градусов. При таких значениях вам обеспечена лучшая управляемость и распределение веса вашего тела, а так же позволяет эффективно гасить колебания, связанные с  дефектами дорожного покрытия. Для измерения данного значения установите угломер на точки на плече, локте, а так же запястье, при условии, что вы держите руль за верх тормозных ручек.

Настройка посадки - вынос колена за педаль

Вынос колена за педаль. Тест «Knee Over Pedal». Рекомендуется, чтобы линия от передней части вашего колена по отвесу проходила через ось педали. У высоких велогонщиков, а так же при заездах на длинные дистанции на шоссейном велосипеде, возможно сдвигание колена до 2см назад. Для данного теста вам будет необходимо откалибровать расстояние между втулками колес велосипеда. Остановите видео на стоп-кадре, при котором шатун расположен на три часа. Установите красные линии на оси педали и внешней границе колена. Так же при прочих правильных настройках, взгляните вниз через поперечную трубу руля. В идеале, вы не должны видеть втулку переднего колеса.

Настройка посадки на велосипеде после измерений

После описанных в предыдущем пункте измерений, в памяти программы останутся параметры, которые были до настройки. Теперь время, когда понадобится инструмент. Для регулировки высоты седла, ослабьте механизм, крепящий подседельный штырь и двигайте его вверх или вниз соответственно для увеличения или уменьшения углов сгиба колена. Для регулировки выноса колена за руль, двигайте седло вперед или назад. После этого если вы всё еще будете недовольны углом сгибания рук, скорее всего вам требуется вынос другого размера. Сделав все необходимые корректировки, повторите процесс измерений. Возможно, вам потребуется это сделать несколько раз, пока вы добьетесь выставления всех параметров, удовлетворяющих рекомендациям по выставлению посадки на велосипеде. Закончив, сравните то, что было раньше и на чём вы остановились.





На замерах слева — то, что было до измерений. Справа — итог после. Во время тестов мы подняли сидение на 1см вверх и сдвинули его на 1см назад, поменяв вынос руля на 2см короче. Благодаря этому исчезло ощущение, что тестируемый тянулся к рулю, излишне растягивая спину и давая лишнюю нагрузку на руки. Так же в исходном положении было повышенное давление на пах, поэтому нос седла был слишком завален вперед. После выставления посадки с помощью программы-уровня мы изменили угол наклона седла на менее агрессивный 1 градус. Хотя рекомендуется выставлять седло строго по горизонту, это может быть индивидуальной особенностью каждого. При горизонтальной установке седла вес тела лучше распределяется на седло. Если вы завалите вперед — можете сползать на руки, давая тем самым ненужную нагрузку. При наклоне назад возможны боли в паху.

Велосипед для гонок с раздельным стартом или триатлона

При выставлении посадки на велосипеде для гонок с раздельным стартом или триатлона, мы так же проводим серию тестов в следующей последовательности: высота седла, положение седла по горизонтали, высота руля и длинна его выноса. В тесте Knee Angle Max для триатлона рекомендуется выставлять угол в диапазоне 145-150, хотя есть мнение, что это значение должно быть в пределах 153-155.

В отличии от классической шоссейной посадки, со значением теста Knee Over Pedal равным нулю, для посадки на велосипеде для триатлона седло смещают вперед, выставляя данное значение 4-6см. Тем самым вы бережете мышцы ног для последующего бега.

Специфическим тестом для триатлона будет Hip Angle. Его идеальные значения 90-95 градусов. В принципе, и 100 градусов допустимо, а вот всё, что выше свидетельствует о неэффективной посадке с точки зрения аэродинамики. Обращаю ваше внимание и на то, что идеальная аэродинамическая посадка требует гибкости. Как минимум, вы должны доставать ладонями до пола, делая наклон вперед с прямыми ногами вместе. Если вы это сделать не можете, занимайтесь растяжкой. Вторая фотография иллюстрирует измерение угла в локте, используя тест Angle Horizontal. Стремитесь к значению 90 градусов. Если угол больше — вы слишком тянитесь вперед, тем самым давая излишнюю нагрузку на верхний плечевой пояс.

Рекомендуем так же обращать внимание на расстояние от седла до подушек на лежаке. Измеряем его с помощью инструмента Vertical distance. Для проверки данного значения измеряем расстояние от центра каретки до седла инструментом Distance. В нашем случае это 80см. Назовём эту величину D. Возводим D в квадрат и умножаем на 0,005. В нашем случае получаем значение 32. Далее подсчитываем по формуле (32 — D*0,2) — 1,5. Получилось 14,5. Ваше оптимальное расстояние от седла до подушек лежака должно лежать в диапазоне 14,5 плюс минус 1,5см. Данная формула хороша для подседельной трубы с углом 80-81 градус, что обычно предусмотрено геометрией рам велосипедов для гонок с раздельным стартом. Если же у вас шоссейный велосипед, на котором вы выставляете посадку «для триатлона», то формула будет (32 — D*0,2225) — 1,5. Стоит заметить, что уровень комфорта, который вы будете ощущать с такой высотой руля, на прямую зависит от гибкости вашей спины. Поэтому не опускайте руль слишком вниз для агрессивной, аэродинамической посадки. Покатайтесь. Если чувствуете дискомфорт после езды на лежаке во время поездок от 2 часов — поднимайте руль вверх. Для длинной дистанции, выбирая между аэродинамикой и комфортом, на первом месте должен быть комфорт.

На уровень горизонтали седла при настройке посадки велосипеда для гонок с раздельным стартом и триатлона так же распространяется рекомендация ноль градусов. Если вы всё же испытываете дискомфорт, повышенное давление на пах, наклоните сидение чуть чуть вперед. Старайтесь не превышать этот угол более чем в 4 градуса. Чем больше наклон, тем большую нагрузку будут испытывать ваши плечи и руки.

Заключение

Мы разобрали лишь несколько основных тестов, которые позволяет делать программа выставления посадки на велосипеде Bike Fast Fit. С её помощью можно проверять еще несколько параметров как для шоссейных, так и для велосипедов, предназначенных для гонок с раздельным стартом и триатлона. Безусловно, приведенный материал не может считаться полноценным аналогом профессионального специалиста по подгонке посадки. Слишком высока вероятность, что ввиду отсутствия опыта вы ошибетесь с наклейкой контрольных маркеров, что неминуемо исказит измерения. Немаловажную роль при комплексном подходе специалиста к вашей посадке играют тесты на оптимальную ширину и форму седла, необходимость специальных корректирующих стельках и как мы уже писали гибкости вашего тела. При кажущейся простоте процесса и рекомендациях по значениям, сформировавшихся годами в отрасли, данный метод не является окончательным. Любые изменения посадки необходимо долго и тщательно проверят реальными поездками, причём желательно длительными. Никогда не делайте изменения настроек посадки велосипеда непосредственно перед соревнованиями, это может привести к ухудшению ваших результатов и появлению травм.

Безусловно, приведенный материал не может считаться полноценным аналогом профессионального специалиста по подгонке посадки. (Как например байкфит велопосадки от Александра Бородавкина)