Trans Europe 2018 / От России до края Европы на велике

Прошлым летом я поехал из России до мыса Рока (самой западной точки Европы) посмотреть на Атлантический океан и решил сэкономить на билетах — поехать на своем шоссере.

Расстояние на велике: 4861 км

Набор высоты: 32 085 м

Время: 45 дней, из них 39 на велосипеде и 6 дней отдыха

Средняя скорость: 23 км/ч

Трек в Strava — https://www.strava.com/activities/2409489870

Сначала это была просто фантазия. Потом почитал про чужой опыт таких поездок и понял, что моего уровня подготовки вполне достаточно, не за рекордами скорости едем. И вот решение принято, дальше 3 месяца подготовки и сомнений «а точно ли мне это нужно»: тренировки, закупить оборудование, протестить все, научиться пользоваться палаткой и другим походным экипом.

Выбор маршрута:

Чем детальнее будет продуман маршрут, тем легче. Кто бы спорил! Но ведь так теряется весь вкус путешествия. И в последний вечер перед отъездом из Питера за бутылочкой вина было решено, что утром я поеду не в сторону Эстонии, а в сторону Финляндии. Дух свободы и приключений же!

Изначально маршрут выглядел так:

А получилось вот так:

В первую неделю планировалось проезжать 80-120 км/день, чтобы вкатиться и привыкнуть к постоянной нагрузке, далее постепенно увеличивать дневной пробег. Примерно раз в неделю — 1 день отдыха. Под конец поездки дневной пробег был уже 200+, а в последний день проехал 258км.

Растяжка утром и вечером решает! Разница в ощущениях в дни, когда пропустил и не пропустил растяжку, колоссальная. То же с алкоголем, только в обратную сторону)) Мнение, что алкоголь помогает расслабиться и быстрее восстановиться — чушь.

Экипировка

Подобрать правильный экип оказалось дольше, сложнее и дороже, чем я думал. С собой брал совсем мало вещей: 1) походный экип, чтобы спать где захочется и при этом не умереть; 2) минимальный набор запчастей и инструментов для велика; 3) гаджеты, чтобы не заблудиться, фоткать и записывать трек поездки; 4) запасная одежда, гигиена и аптечка; 5) антигоп набор — копии документов, запасные карты и телефон, ненастоящий кошелек, чтобы отдать и поехать дальше. И фляга для самых плохих и самых хороших моментов.

Все уложилось в 3 небольшие водонепроницаемые сумки: 14-литровая подседельная, 8-литровая на руль, 3-литровая в треугольник рамы. Для документов, телефона и мелочей также была поясная сумка и маленькая сумка на раме.

Велик уже был, карбоновый шоссейник Lapierre Sensium. Поставил аэробар, сделал ТО и готово. Вес велосипеда вместе со всеми вещами получился 20кг.

Подробный список вещей и раскладку можно посмотреть здесь: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1dqWwYM10eM3dVMKfa4I7RFAHvxm9x1Z2HNeRaYtAyak/edit?usp=sharing

Вещи, которые в итоге пришли в негодность или пропали:

  • 1 телефон — используйте крепление на руль, а не как я.
  • 1 пара кроссовок — возможно немецким школьникам с парковки макдональдса они нужнее.
  • 2 powerbank’а — один промок, другой был нужнее французским пенсионерам в кемпинге.
  • Задний фонарь — дожил до предпоследнего дня, потом оказался под колесами.
  • Один из 2х герметичных мешков, в котором лежали вещи — протерся о руль.

ХАЙЛАЙТЫ поездки

Россия-Финляндия

  • Переход границы — объехал очередь, поставили штамп как авто. Стандартный вопрос таможенников «куда едешь?», я говорю «в Испанию» (виза испанская), не поверили, покрутили у виска, пропустили.

Финляндия

  • Первое катание оффроад на шоссере.
  • Купание в озере в 6 утра при +8 градусах на улице.
  • Ночевка на заднем дворе чужого дома.
  • Ранним утром дед долго на финском объяснял куда ехать, не смог и поехал на своем велике со мной до развязки 10км.
  • Переправа на пароме Турку-Стокгольм — на велике заезжал/выезжал рядом с фурами, как будто я тачка.

Швеция

  • Весь день под холодным дождем в +12 градусов. Вся водонепроницаемая одежда промокает насквозь через полчаса. Тепло только пока едешь, остановился на 3 мин = замерз.
  • Порвался тросик переключателя, в местном городке на 30 тыс. жителей нашлась веломастерская с со всеми необходимыми шимановскими запчастями.
  • Нелегальная ночевка в самом дорогом кемпинге ever.
  • Момент, когда доехал до моря на закате и там было тепло
DCIM100GOPRO

Дания

  • Гулял ночью по Христиании.
  • Проехал всю страну за 1 день
  • Познакомился с дедом, который 30 лет назад за 7 дней доехал от Копенгагена до Милана. Прокатились вместе 20 км.

Германия

  • 5 летний пацан пытался меня прогнать, когда я ел ягоды у дороги. Пришла его мать и надавала по заднице.
  • Ночевал на ферме.
  • 3 дня роскошного отдыха в Гамбурге (с загородным домиком и арендованной тачкой, почему нет).
  • В Гамбурге на велике заменили весь комплект обвеса (звезды, шатуны, кассета, переключатели, пистолеты, цепь, тормоза) на Shimano 105. Старая Shimano Tiagra была несвежей еще на старте.
  • Изюм в шоколаде — лучшая еда во время каталки.

Голландия

  • Первый раз сделал 200+ км за день. Доехал от Гамбурга до Амстера за 2.5 дня.
  • Друзья Мила и Федя встречали у подъезда вечером с бананом и чаем, это было супер мило.
  • Придумал как крепить пивас на велик.
  • Женщина пустила в душ в кемпинге, дала магнитный ключ и ждала пока я помоюсь.
  • Лучшие горячие голландские вафли ever в Бреде.

Бельгия

  • Пил трапистское пиво рядом с монастырем, где оно было сварено.
  • Пролил горелку с кастрюлей кипящей воды на ногу, получил самый сильный ожог. Через день упал на это же место и так получил геморроя на следующие 10 дней с перебинтовыванием ноги.
  • Посрался с рецепшном хостела, потому что ночной сторож потерял мой зарядник для телефона.

Франция

  • Объедался багетом, бри и прошуто при бомжах (в Руане они везде). Приматывал багет к раме велосипеда.
  • Нагулял около 8 км по пляжу в Дюнкерке, но так и не нашел затонувший корабль (по указателю он там есть). Возможно не видно из-за прилива.
  • На 2й день за 95км не встретил ни одного открытого магазина, кафэхи, пекарни — проехал все почти натощак и без завтрака.
  • Ставил палатку на лужайке за церковью. Спалось плохо. Вообще, чем хуже бывало ночью в палатке, тем больше радуешься мелочам днем (лучик солнца, горячий кофе утром, первый супермаркет на пути, уют макдональдса).

Испания

  • Подъем на Angiru — самый тяжелый подъем ад Vuelta a España, ад велогонщиков. На 12.5 км пути набор 1266 метров. Средний градиент 10.13%, самый крутой участок 23.5%. Я заезжал в него, конечно же, со всеми вещами, то есть + 12 кг к весу велосипеда.
  • Заодно я сделал путь святого Иакова, или Camino de Santiago (путь на Сантьяго), когда то его ходили только паломники. Сегодня его можно пройти пешком, на велосипеде или на лошади. Классическая версия маршрута называется Camino Frances и начинается во Франции, заканчивается в городе Santiago de Compostela в Испании, то есть около 700км. В начале маршрута я получил удостоверение паломника и с ним мог останавливаться в альбергах — такие нищебродские ночлежки, часто при храмах или в бывших школах. Обычно это матрас на полу в комнате с еще 4-15 людьми, постельного белья нет, все спят в своих спальниках.
  • В одной из альберг я ночевал один (в здании вообще больше никого не было). Ночью бездомные просили их пустить, я конечно же не пустил. А на утро обнаружил кучу навоза под входной дверью.
  • В конце пути в Сантьяго можно получить компостеллу — бумага, которая (а) подтверждает, что ты прошел путь, (б) кажется отпускает грехи и (в) дает возможность получить испанскую визу без справок и броней.

Португалия

  • В июле 2017го в центральной части Португалии был пожар и сгорела огромная площадь с эвкалиптовыми деревьями. Около 40 км я ехал вдоль когда-то красивого эвкалиптового леса, а сейчас там обугленные стволы.
  • За 30 км до финиша встретились с Артемом Исаевым, проехали остаток пути вместе. Артем, спасибо тебе за это!
  • На Cabo da Roca русские девушки попросили своим велосипедом не мешать им фотографироваться с закатом, в историю про «проехал всю Европу» не поверили.

“Всё ради этого момента” — так можно было бы сказать на закате в Cabo da Roca, если бы это был, например, ironman, но, к счастью, это не так. Я не страдал на протяжении всего пути, а каждый день получал удовольствие от происходящего: ехал в sexy pace, встречал рассветы и закаты, ел местную еду, останавливался и гулял, иногда даже разговаривал с людьми.

Часто спрашивают почему поехал один.

Так в этом же и есть кайф! Можно 10-15 часов подряд задумчиво смотреть по сторонам, ни на что не отвлекаясь, кроме открытия новой пачки печенья oreo и раскопок глубин собственного сознания.

Спасибо Анечке Смирновой за ежедневную поддержку. Косте Волкову из temptraining.ru, который готовил меня к этой поездке. Саше Цапкову и Грише Артамонову, которые помогли мне с подбором экипировки и показали как всем этим пользоваться.

В новом сезоне планирую короткую, быструю, но очень красивую поездку по Альпам в аналогичном формате.