Отчёт с велогонки Tartu Rattaralli Владимира Разуваева

Или как триатлет первую в жизни велогонку ехал…

Решили мы тут с семьёй сгонять в очередной раз в Эстонию, формальным поводом для чего послужили четыре причины:

  • велогонка Tarty Rattaralli на 135км
  • новый велосипед, который был куплен как раз для участия в шоссейных велогонках (Canyon Aeroad CF SLX 8.0 Di2)
  • новый автомобиль (микроавтобус Citroen SpaceTourer, именуемый космолётом, микриком или просто автобусом в нашей семье), купленный для большой семьи в планах на будущий год сделать веломногодневку (как минимум, одну)

Велосипед и космолёт надо было срочно выкатать в интересное путешествие, поэтому погнали.

После финиша с семьей на Tartu Rattaralli

До Тарту от нашего дома ехать 890км. В большой машине, а также будучи приученными к путешествиям, можно и одним заходом без длительных остановок. Границу в Печорах перешли за 45 минут (обратно – за 25мин).

В планах на будущий год у меня стоит веломногодневка (да и вообще большинство следующего сезона хочу посвятить шоссейному велосипеду), а велогонки я в своей ещё недолгой триатлетской жизни не катал, испытывая страх перед ездой в группе, спусками, поворотами. В этой связи гонку в Тарту я рассматривал как тестовую, чтобы понять, насколько это нравится, не страшно и т.д. Забегая наперёд, могу сказать, что опыт получил колоссальный.

Опущу детали семейного путешествия (это достойно отдельного большого поста на специализированном ресурсе). Скажу лишь, что в Тарту есть прекраснейший научно-познавательный комплекс AHHAA, увести детей из которого почти невозможно. Рекомендуется к посещению обязательно.

Велогонка в Тарту начинает свою историю с 1982 года, проходит в окрестностях города и включает в себя множество заездов-спутников: детские заезды, фан-заезды, а также в эти дни там проходит Тур Эстонии, на котором гоняются местные профессиональные и полупрофессиональные команды.

Тарту – город весьма компактный, а организаторы сделали стартовый городок совсем недалеко от исторического центра, что, безусловно, даёт прекрасную возможность для доступности. EXPO небольшое, но есть всё необходимое.

Старт в 11:00, поэтому была куча времени, чтобы выспаться, съесть макарошек, посмотреть этап Giro.

Поскольку в этой гонке я принимал участие в первый раз, то организаторы засунули меня в предпоследний коридор, что, конечно же, не добавляло оптимизма по выходу поближе к сильным ребятам. Можно было бы показать результат с прошлых заездов и надеяться на попадание ближе к стартовой линии, но мне показать было нечего, поскольку в велозаездах участия не принимал. За 30 минут до стартового выстрела коридоры открылись, и мы вместе с моими тренером Алексеем Калининым, который давно хотел покатать эту гонку, поехали в свой коридор занимать места поближе. Стоим, ждём. Не знаю, как Алексей, а я немного нервничаю, думая о том, как я буду встёгиваться в педаль и начинать старт, не завалившись ни на кого, поскольку вокруг тебя куча велогонщиков. Жена с детьми помахали мне рукой, раздался выстрел, и все поплелись к линии старта. Встегнулся, поехал. Никто на меня не упал, я никого не завалил. Начало можно считать удачным.

С самого начала допустил важнейшую тактическую ошибку. Нужно было с места рвать как можно быстрее вперёд, чтобы закрепиться в сильной группе, но я чего-то ждал. Ждал, наверное, когда народ подрассосётся, но людей как-то не убавлялось. Более того, для обгона приходилось использовать обочину и иногда выезжать на встречку вместе с другими участниками. Нельзя не учитывать, конечно, тот факт, что я ещё присматривался к людям, к их поведению, остерегался. Всё это съело много времени у меня, но первый старт есть первый старт. Всё-таки одна из задач тут – наделать ошибок, чтобы они были осознаны.

К 10-му километру, сидя в пачке, увидел большую пачку впереди: где-то в километре-полутора от меня. Принял решение попытаться догнать, поскольку в группе ехалось совсем как на туристической вылазке: пульс 125-130, едем разговариваем, работает только голова пачки. Выхожу, начинаю обгонять группу. Все на меня удивлённо смотрят, а мне поработать захотелось. Чувствую себя профиком, отрабатывающим спонсорский контракт. Правда, никто не снимает и по телевизору не показывает. Да и спонсора, логотипом которого нужно было бы посветить перед экраном, нет.
Вышел вперёд и начал раздавать по 350Вт. И тут шоссейная велогонка превратилась для меня в разделку. Ехал один я так приличное количество времени.

Разделка на Tartu Rattaralli

Минут через 15 силы стали меня покидать, а впереди идущая пачка, которую я догонял, начала постепенно от меня удаляться. Мне оставалось всего метров 200 до неё.
Сдался, ибо понял, что ещё минут 5 по 350Вт я точно не протяну.

Минуты через 3-4 меня нагоняет мой предыдущий пелотон, падаю в него и расслабляюсь. Ко мне подъезжает мужичок, явно знающий толк в гонках: «Ты, мил-человек, что за зверь такой? Зачем погнал? Сейчас мы и так их догоним, у нас в голове мужички сильные сидят». И правда: минут через 15-20 нагнали мы впереди идущую группу, образовав пелотон человек в 300. К этому моменту я уже отдохнул и у меня появляется, пожалуй, правильная мысль: стать как можно ближе к голове этой пачки, чтобы если парни будут уходить в отрыв, рвануть вместе с ними. Обгоняю, становлюсь и отдыхаю. Ехать легко: скорость 38км/ч, пульс 130-135. В общем, лафа. Начинаю подзадоривать людей в группе: мол, что это вы, парни, отдыхаете едете? А кто работать будет? Шутки мои участники пелотона не понимают, и я перестал их отпускать, дабы не получить люлей от серьёзных людей.

Отдельно не могу не сказать про спуски и повороты. Это большая проблема для меня. Ребята на сборах на Кипре в прошлом году постоянно меня ждали внизу, из-за чего я себя чувствовал крайне уныло, а в этом году меня как самого знатного даунхильщика всё время тренер ставил самым первым. Боязнь спусков и поворотов давала о себе знать, и я чувствовал немые, но от этого не менее красноречивые взгляды ребят мне в спину. Простите, парни: ничего личного. Некоторое время назад решил, что так продолжаться не может и пошёл на индивидуальную тренировку к Ивану Селедкову. Получив кучу полезной информации о прохождении спусков и поворотов от Ивана, на гонке в Тарту я ехал и кайфовал. Я спускался, не держась за ручки тормоза! Я поворачивал вместе с пелотоном, не отставая от него! Справедливости ради скажу, что спуски и повороты были на гонке слабенькими, но я просто в обычных условиях я бы точно тормозил. В общем, это был истинный кайф, который испытывал, наверное, в последний раз на IM 70.3 Dubai, когда на беговом этапе впервые получал удовольствие. Наконец-то я начал управлять велосипедом, а не он мною. Это было прекрасно.

Где-то в середине дистанции мне надоело «тупить» и не работать, и я решил начать ребят подзадоривать и работать. Вышел в голову группы и начал выполнять отрыв за отрывом, периодически возвращаясь в свою группу.

Пелотон на Tartu Rattaralli

В этом заключалась одна из главных ошибок: надо ехать в голове пачки, но не в первых рядах. Надо быть умнее и хитрее. Этим и отличается шоссейная групповая гонка от раздельного старта. Но мне было интересно попробовать всё на этой гонке.

Воды взял с собой одну флягу, полагая, что на пунктах питания возьму ещё, если потребуется. Но первые два пункта питания пришлось пропустить, потому что там было столпотворение и была очень большая вероятность завалиться. На следующем пункте я сделал, пожалуй, правильный выбор: обычно пелотон перед пунктом питания немного замедляется, готовясь к еде, выбрасывая мусор. Я же, напротив, сделал небольшое ускорение, оторвавшись от группы. Это мне дало возможность спокойно взять бутылку с холодным соком, попить в одиночку и спокойно дождаться группы. Отличное решение, надо запомнить на будущее.

Еду, думаю, что главное – не проколоться, иначе гонка для меня закончится. Бог миловал, как говорится.

После 100-го километра снова делаю попытку оторваться, закрепляюсь в группе поменьше, но всё напрасно и уже имеет мало смысла.

Одно из самых интересных впечатлений — последние 3км гонки. Увидев отсечку, указывающую, что осталось 3км до финиша, парни начали наконец-то работать. Начались попытки отрыва. Я сразу пытался не отпустить этих парней с серьёзными намерениями. В целом у меня получилось. Но на последнем километре начался максимальный спринт со всеми вытекающими последствиями: криками, эмоциями, стиснутыми от боли зубами.
Это было весело!

Наша команда на Tartu Rattaralli

Сухие результаты таковы:

  • 502 место из 1510 финишёров
  • 87 место в своей группе из 243 финишёров

Постараюсь в следующем году попасть на эту гонку, чтобы уже стартовать не из последнего коридора, а чуть ближе к старту согласно полученному в этом году результату, а также учесть все допущенные на первой гонке ошибки.
На финише получил медальку, взял безалкогольного пива. Подъехал мужичок, пожимая руку и говоря: good job! Да, чувак, повозил я вас сегодня, усмехаюсь.

Празднование после Tartu Rattaralli

Крайне неожиданно набил себе очень сильно задницу. До такой боли, что сидеть на твёрдом стуле не мог. То ли от плохого асфальта, то ли от того, что много работал “за низа”, но факт остаётся фактом: смотреть на седло 2-3 дня очень больно (про садиться на него не говорю). А через несколько дней – уже полужелезяка в Сочи. Надеюсь, успею восстановиться. Такого у меня никогда не было, даже на полных железных дистанциях (при этом седло используется одинаковое на ТТ и на шоссе в моём случае). Надо иметь в виду, поскольку если на многодневке в первый день так набьётся, то сидеть на второй день в седле я уже точно не смогу.

Итого: шоссейная велогонка и триатлон – совершенно разные виды спорта по своему духу, подходу. тактике и т.д.