Vatternrundan 2013

Год назад знакомый швед опубликовал в Фейсбук ссылку на свою медаль о прохождении местного веломарафона Vatternrundan. Тогда весь мой опыт на велосипеде сводился к покатушкам на МТБ в течении предыдущего лета. Являясь лёгким на подъем, я решил, что раз уж Йохан его проехал, то и мне по плечу. Тем более судя по описанию, это самый массовый в мире вело пробег, где количество участников достигает 20 000. К осени меня прошлого года меня увлекла идея покорить триатлон Ironman, куда входит велогонка на 180км, так что за подготовку я не переживал. В октябре еле еле успел купить слот, т.к. 21 000 заявок раскупили за 2 часа 45 минут. Оказалось, что это событие еще и мега популярно. С февраля я сел на велостанок, а 11 апреля уже сделал первый заезд по улице. По плану я наметил себе 1500км пробега перед веломарафоном, что и сделал, закончив тренировочный процесс за две недели до заезда поездкой в Ярославль и обратно на 143км. Чувствовал себя нормально. Так же настроенный на глаз велосипед мне не особо нравился, поэтому в Риге, откуда мы добирались до Стокгольма паромом, я записался на процедуру выставления посадки Body Geometry Fit. Как я и предполагал, у меня был слишком сильно опущен руль, из-за чего шея и спина не чувствовали комфорта. А это была для меня задача номер один, даже если и в ущерб аэродинамике.

Итак, мы в Швеции. Погуляв два дня по Стокгольму, выдвинулись с семьей в Йёнчёпинг. Город в 100км от старта на юге озера Веттерн, вокруг которого и проходит марафон. Ближе забронировать гостиницу оказалось не реально. С другой стороны, после марафона мы должны были ехать в Гётеборг, чтобы продолжить путешествие, так что выбор города был удобен. Надо сказать, что по пути на марафон меня преследовали неудачи. Сначала катаясь в Стокгольме я не вписался в поворот и здорово упал на велосипеде, разодрав весь правый бок. Далее пока ехали в Йёнчёпинг на ходу отстегнулась верхняя часть велобагажника. Велосипед удержался на двух завязках за колеса. В общем и целом, если бы я был человеком суеверным, мне должно было бы хватить знаков. Но я их все проигнорировал!

Старт марафона у меня был в 23:02. Так что предстояло еще и не спать всю ночь. На въезде в город мы заехали в веломагазин для установки катафот. Да, не смотря на то, что для гонки я специально купил светодиодные фонари вперед и назад, по местным законам это не отменяет катафоты. Так что моя шоссейная Merida Scultura Pro 907, обвешанная сумками, фонарями, бутылками и катафотами выглядела как туристический байк. Да и я не отставал, повесив за плечи рюкзак с питьевой системой на 3 литра, четыремя бананами и пятью гелями.

Vatternrunda equipped

По трассе через каждые 30-40 километров были расположены пункты питания, но я решил попробовать питаться самостоятельно, максимум заливая только воду. Днём до марафона лил дождь, но к вечеру стих и по прогнозу уже не обещали. Температура ночью ожидалась 7-9 градусов. Поэтому я одел длинные велоштаны, футболку с длинным рукавом и ветровку. С собой взял тонкую шапочку и перчатки на случай, если совсем замерзну. Позже, ожидая старта замерз так, что всё это надел и жестко пожалел, что не взял термобахилы. Надо сказать организация всего события меня поразила. В городке Мотала всего 30тыс население. Представьте себе, что приехало еще 20тыс человек. А тут никакого хаоса. Организованы огромные бесплатные парковки, кемпинги. Найти можно было по указателям на въезде из любой точки города. На одной такой я и остановился.P1000322P1000323
Неспешно распаковал велосипед, закрепил сумки, наполнил бутылки, переоделся. До старта еще три часа, поэтому поехал получить номера и вообще посмотреть на город. По куче указателей нашел центральную площадь с тентом, где выдавали номера. Не смотря на большое количество участников, никаких очередей не обнаружил. Всё было чётко, предъявляешь заранее распечатанный с сайта лист со своими регистрационными данными и получаешь пакет с номерами для майки и велосипеда, наклейку и чип.

Vatternrundan registration

В 21.00 температура начала опускаться. На набережной озера порывы ветра вообще сдували. Чтобы хоть как то согреться, покатался взад вперед по городку. Еще через час, проголодавшись, поел в местной кафешке, выпил два кофе. Вообще, идея ехать всю ночь немного настораживала. А что делать, если спать захочется? За час до времени X поехал к месту старта. Организация и тут на высоте, три ручья, крупно написано время старта, никакой давки или неразберихи. Запускают примерно по 60 человек каждые две минуты. Каждый запуск сопровождает мотоциклист первый километр до выезда из города. В зоне старта, как и по всей территории вокруг кучи кабинок туалетов, что поражало, и здесь не было очередей. Велосипедный рай, да и только.

И вот моё стартовое время, заезжаем в коридор. Обмениваюсь парой слов с соседями о погоде. Те успокаивают, что в прошлом году было так же холодно плюс лил дождь. Улыбаюсь. А сам продрог до костей и готов уже спринтовать со старта. Под сирену врубаю GPS-часы и начинаем катить. Я в середине, первые сто метров спокойно кручу. Потом холод дает о себе знать, начинаю ускоряться. За мной увязывается мужичек. Валим в двоём. Выезжаем из города, уже сумерки. Догоняем предыдущую группу. В голове мысли, что слишком быстро начинаю. Ведь впереди 300км, а не спринт катим. Пульс за 170. Но холодно, продолжаю. Через 5км жестом кажу попутчику, чтобы встал вперед. Он выходит. За нами увязывается еще кто-то. Едем в троём. На очередной смене я вываливаюсь. Ветер в лицо. В попытке догнать выкручиваю на полный газ, они видимо не почувствовали и едут дальше. А я еле удержался с пульсом 185. Разум начинает тормозить тело. Отваливаюсь. Да и согрелся уже вроде. Начинаю просто работать. Дорога лежит на юг, а значит первые 100км ветер будет в лицо. Не приятно, а что делать. К тому же он постоянный и с порывами, которые просто останавливают.

Через 20км меня обгоняет «паровоз». Нет, я конечно догадывался, что такое езда в группе. Но никогда не представлял, что это на столько помогает. Причём группа была человек из 30 в два ряда. Я пристраиваюсь в зад и скорость вырастает с 26-27 до 32-33 против ветра. Катим. Часто перестаю крутить, чтобы не догнать впереди едущего. В целом комфортно. Рельеф абсолютно плоский. О выходе на смену даже не думаю, да никто и не просит. Так доезжаем до первого пункта питания. Группа заворачивает, а я продолжаю. На 40ом километре к моему великому удивлению появляются симптомы усталости в … заду. Что за чёрт, это еще только начало. Да и не было такого уже давно. Первыми уставала спина и шея, но никак не пятая точка. В голове нехорошая мысль, что если так пойдет дальше, то терпеть 260км будет не реально. Периодически мимо проносятся группы, за которыми увязаться не получается — едут за 35км. Так и проехал вторую тридцатку один. Проезжая городок Gränna потрясся на брусчатке в центре города. Понимаю, что на Париж-Рубе мне не хочется. На выезде поддаваясь настойчивому жестикулированию волонтеров, заворачиваю в пункт питания. Останавливаться не хочу, поэтому решаю не выстегиваться и тихонько проехать толпу. А все останавливаются. В итоге падаю. Да так здорово и на левое колено. В штанах прорываю дырку, кровь течет, на ладони синяк. Поднимаюсь, чертыхаясь и еду дальше. Далее везде в зонах питания сразу на подъезде выстегивался.

На третьей 30ке начинаются холмики. Взбираюсь достаточно бодро. Скатываюсь еще хлеще. Но групп так и нет, всё еще еду один. Средняя скорость падает катастрофически. Начинаю прощаться с мыслью проехать марафон за 10 часов. Вообще надежды были при удачном раскладе держать 30км среднюю. Оптимист, блин. Первые 100км размениваю в Йёнчёпинге. Рассветает, уже подустал, хочу спать. Голову терзают мысли плюнуть на всё и завернуть в гостиницу к семье. Как буду добираться до машины на следующий день в велотуфлях интересует мало. Радует одно, что по расчетам далее езда на север и ветер будет в спину. На выезде из города большой пункт с горячим питанием. Останавливаюсь. Ступни уже окоченели, иду к кормильцам в поиске горячего. Раздают пюре с фрикадельками, но что то не тянет. Беру тост с мёдом и кофе и всё быстро заглатываю, попутно пританцовывая. Вроде как кровообращение восстановилось в ногах. Да и к удивлению боль в заду больше не беспокоит. Ну, думаю, сотку сделал, поеду дальше. Еду. Вдруг ни с того ни с чего силы кончаются. Вот те на. Вроде как ел банан каждые 40 минут. Чувства голода нет. Срочно заглатываю батончик Power Bar. Буквально через 10 минут силы возвращаются. Осознаю, что сам создаю себе недостаток калорий. Решаю чередовать батончик с бананом каждые 30-40 минут.

Рельеф начинает быть холмистым. То подъем, то спуск. Не сильные градиенты и не длинные, залетаю бодро. У меня компакт, каденс высокий, обгоняю всех, тогда как в основном народ пыхтит. Кто-то уже идет. Вот удивляюсь, впереди еще пилить и пилить, а они ходят. С горок, переборов страх, спускаюсь на локтях. Опять же рву всех. Народ гикает что-то «nice», я им в ответ, что раз нет лежака, буду ехать так. С горок на плоскаче держу 38-40, всё же ветер в спину есть. Сажусь в хвост группе немцев. Опять начинаем вваливать. В горки идут на моём пределе, с горок вроде даже не быстро. Начинает болеть спина. Проехали 140км. Мысленно прикидываю, что так и должно быть. Но плана как терпеть боль в спине еще 5-6 часов нет. Решаю будь что будет. Группа залетает на пункт питания, я с ними. Народу тьма.

Vatternrundan rest station

Из еды булочки с джемом, бананы, кофе. Жую булочку. Какая же липкая. Группа всё еще питается, разминается. Делаю пару наклонов, массирую шею и решаю ехать один.

Прохожу отметку 200км. К нытью в пояснице добавляется усталость в шее. Солнце начинает светить прямо в глаза. Хорошо, что на мне очки. Всё чаще начинаю ложиться на локти, хотя ветер в основном или отсутствует, или попутный. В рюкзаке закончился изотоник. Вновь покидают силы. Благо очередной пункт питания. Заезжаю. Переливаю содержимое бутылки на раме в рюкзак, доливаю воды. Хватаю банан, ем свой батончик. Еду дальше. Народ едет в основном по одиночке. Больших групп давно не видно. Много обгоняю. Настроение приподнимается, осталось то всего-то 80км и я получу медаль!

И тут… На отметке 240км резко начинает ныть что-то под левым коленом. Кажется, связка. Вот те раз. Понимаю, что не к добру. Впереди еще ехать и ехать. Вроде не давил, к чему бы. Сбавляю темп, еду дальше. В голове только одно — может отпустит. Хотя начинаю понимать, что так не бывает. Через 5км нытьё превращается в боль. Выстегиваюсь. Кручу одной правой. Обгоняющие что-то лопочут по-шведски. Но я не понимаю. Стиснув зубы пытаюсь доехать до пункта питания. До него где-то 10км. На отметке в 252км останавливаюсь. В голове две мысли — терпеть и доехать или сходить. Прикидываю, что дотерпеть то я могу. Но какой ценой. Так можно на два-три месяца вырубить вообще сустав, если не больше. А у меня всё лето старты. Но с другой стороны, год ведь ждал, готовился. И осталось то всего 50км. Тем более силы есть. Стою, грустно. Мимо едут толпы велосипедистов, стартовавших значительно раньше меня. Обидно просто страшно, хоть реви. Но реально понимаю, что путь один: нытьё-боль-травма-лечение. Снимаю шлем, вешаю на седло. Всё.

В течении часа ни одной машины тех. помощи. Уныло провожаю проезжающих мимо. Наконец меня грузят с велосипедом и довозят до пункта питания, до которого я так и не доехал 3км. Там фиксируют мой сход и предлагают подождать автобуса, который доставит меня на место старта/финиша. Хромаю к массажистам, завожу речь о моей проблеме и задаю вопрос, что вдруг массаж может помочь. Но тут же за них отвечаю, что смысла нет если всё так, как я описываю. Рядом со мной девушка из Норвегии. У неё на 150ом километре начались проблемы с дыханием. Болтаем о том, о сём. Еще через 40 минут приезжает автобус. Грузимся и меня тут же вырубает.

Просыпаюсь уже в Мотале. Получаю пакет с утешительным призом — два банана, шоколадка и яблочный сок. Улыбаюсь. Спрашиваю как доехать до моего кемпинга, мне махают куда ехать. А ехать то я не могу. Но и сервиса доставки до машины тоже нет. Кручу одной правой. Через минут 15 понимаю, что еду вообще не туда. Пытаюсь заговорить с местными, они как в том анекдоте, все кажут разные направления. Принимаю решение вернуться в центр и оттуда вспоминать дорогу, как приехал на старт. Таким образом еще километров 12 проехал с одной ногой. Хвала контактным педалям.

Вроде бы бесславный конец. Но на самом деле опыт огромный. Начал понимать, что такое езда в группе. Извлёк уроки по питанию. Выставленная посадка ранее реально помогла шее — раньше она начинала болеть первой. Здоровье не потерял, покатался. Да и всё же 252км из 300 положенных не так и плохо. Учитывая, что опыт катания у меня два месяца. Надо бы притормозить. Как у всех новичков, голова толкает на подвиги не дождавшись, пока тело подготовится. Главное, появилась твёрдая уверенность, что 180км велоэтап на Ironman проблемой не будет.

Трек поездки.

P.S. Под вечер еле ходил. Утром стало полегче, а к обеду расходился. Только подъем по ступенькам давался с трудом. Видимо всё же не готовы связки столько «давить».

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •