Vatternrundan или массовый спорт по-шведски

После неудачной попытки в 2013 году по неопытности преодолеть на велосипеде 300 километров за раз в Швеции на самом массовом в мире заезде на велосипеде Vatternrundan, я написал отчёт. И с тех пор мысль реабилитироваться прочно засела в голове. Пропустив попытку в 2014 ввиду подготовки к прохождению Ironman, я наметил поезду на очередной Vatternrundan в 2015 году. Крикнул клич по знакомым, и в итоге мы сформировали команду из шести человек и смогли зарегистрироваться.

Ближе к старту команда стала рассыпаться. Сначала один, потом другой и третий. В итоге нас осталось трое - я, Станислав Шушпанов и Дмитрий Коровкин. Но одному человеку в последнее время Дмитрий нашел замену, им стал Кирилл Горев. Со Стасом в Швецию мы приехали раньше, чтобы за 5 дней до вело пробега на 300 км пробежать еще и Boras swimrun, что с успехом сделали. Честно говоря, лишь накануне заезда у нас более менее отошли ноги от жёсткого бегового этапа, а у Стаса еще и насморк от жесточайшей холодной воды.

Вело пробег Vatternrundan по факту не является ни соревнованием, ни бреветом. Этакий самый массовый вело заезд в мире, в этом году 20 000 участников. Покатушка проводится вокруг озера Веттерн в один заход, со стартом и финишем в городке Мутала. Сказать, что пейзажи в Швеции завораживают - ничего не сказать. Красиво и ухожено, озера в обрамлении леса и гранитных скал. Много животных, которые выходят из леса к домам и не боятся. Пока мы там катались, видели не раз косуль, лис и зайцев, бесцеремонно пересекающих лужайки у домов или вело дорожки.

Vetternrundan карта

Описать, что происходит в месте старта тяжело, это надо видеть. При населении городка около 30 тыс. человек, в него разом приезжает еще свыше 20 тысяч. Запуск участников традиционно начинается в пятницу с 19:30 вечера и каждые две минуты выпускают группу 60 человек вплоть до 5:30 утра. Дороги перекрывают лишь частично, но машин очень мало, в том числе и из-за того, что большая часть едут ночью. Да да, именно ночью, с фонариками и катафотами. Наше время старта было в 23:40, поэтому мы сполна насладились ездой в условиях "белых ночей", когда в 23:00 темнеет, а в 2:30 ночи начинает рассветать.

Погода в день старта 12 июня была просто прекрасной и нетипичной для Швеции. Солнце, +23 градуса воздух, припекало. Судя по прогнозу ночью температура должна была опуститься максимум до +16. Я даже надеялся ехать в коротком. Приехали в Муталу мы заранее, в 13:00. Удачно припарковались в двух кварталах от места старта и экспо.

Vatternrunda экспо

Народу толпы, но всё продуманно и очередей нет. Получаем стартовые пакеты с номером на грудь, чипом на шлем и номером на велосипед с двумя стяжками и четыремя булавками. Всё. По-спартански. Через некоторое время приезжает Дима с Кириллом.

Vetternrundan команда

После короткой совместной прогулки по экспо с выводами, что как и всё в Швеции, стоит безумно дорого плюс именно тут еще дороже, чем в обычных магазинах, предпочитаем ретироваться. Дима с Кириллом едут в мотель, а мы со Стасом в кемпинг неподалёку от места старта, где решаем отдохнуть и попробовать поспать.

Rassna camping

Сказочная погода позволила просто растянутся на лужайке на вело сумке под солнцем и час подремать. Далее не торопясь собрали велосипеды. Надо сказать, что уже два года у меня только разделочный велосипед, поэтому шоссейный под гонку я брал на прокат в Эстонии. Это была алюминиевая Merida Ride 903 на Shimano Tiagra. Ну да ничего, поставил свои 50 мм колеса и педали. Седло у меня не подходит для групповых гонок, поэтому надеялся, что сойдёт и прокатное. Оно было так же производства Merida. Велосипед был технически в хорошем состоянии, лишь цепь чётко давала понять, что не мыли её с момента покупки. Поэтому все необходимые процедуры по очистке и смазке я произвёл собственноручно накануне. Тестовая обкатка позволила настроить высоту седла, а так же сделать вывод, что вынос в идеале надо бы было иметь покороче на пару сантиметров. С родным сидел растянуто, ближе к про. Ну да ладно, думаю, всё равно выхода нет, буду ехать так :-) Что нам, 300 км на прокатном велике.

От кемпинга к месту старта вела вело дорожка, по которой очень не торопясь за 5 минут мы приехали на место старта за два часа до выезда. Народ по-доброму нас приветствовал из-за формы, просил с нами сфотографироваться и всячески одобрял и подбадривал криками "Russia".

Vatternrundan перед стартом

Побродили там сям, получили бесплатных сэндвичей и не наевшись, пошли искать кафе на центральной площади. Огромную порцию вока за 129 шведских крон мы разделили пополам. За час до старта к нам присоединились Дима с Кириллом. Мы со Стасом собирались ехать в паре, ребята - каждый в своём режиме. Ну да ладно, думаем. Тактика езды в групповых гонках предусматривала поиск подходящей команды и работы с ней. Смеркалось. За 10 минут до старта пошли в свой стартовый коридор. На входе включили фонари спереди и красный сзади. Ждём старт. Вокруг - толпы велосипедистов. Табло показывает 23:40. СТАРТ!

Очень неспешно начинаем движение. Из города нашу группу, как и любую другую, выводит мотоциклист. Не смотря на одетые рукава и жилетку, температура сразу обжигает холодом. Ветра нет вообще, штиль. Но так как мы едем, поток воздуха прекрасно охлаждает. Отмечаю про себя, что ранние идеи ехать лишь в коротком были полны безрассудства. Швецию не стоит недооценивать, даже если днём солнце и жара. После нескольких поворотов дорога выходит за город. Впереди нас несколько человек, неспешно катимся. Я первый, ребята за мной. Пока никто не работает, рассудок сдерживает от гонок в начале 300 километров дистанции. Постепенно перемещаемся в голову группы, но не обгоняем первых. Скорость медленно растёт. Наш со Стасом план ехать в своём спокойном ритме, пока мимо не пронесется группа, которой надо прыгнуть на колесо и далее ехать вместе. С места снимается Кирилл. Мы не поддаёмся на провокацию, едем. Дима за нами. Не смотря на полночь, в редких деревушках народ на улицах, кричит и болеет. На 20 километре мимо нас проезжает долгожданный "поезд". Без проблем запрыгиваем. Едут "стрункой", мы удлиняем её на троих (я, Стас и Дима). Скорость 35-37. Рельеф плоский, ветра нет. Без труда поддерживаем темп, мы полны сил. Начинаем прошивать группы, стартовавшие ранее, а так же бесчисленное количество одиночек. Первый пункт питания в Йодесхьог пролетаем. Ввиду холода, пить не хочется, да и есть рановато. Сколько обогнали народу - счёт уже на сотни. В какой-то момент нагнали Кирилла, он запрыгнул к нам.

Второй пункт питания в Гренна так же проезжаем. Пройдено уже 75 километров. Средняя 33 кмч. Не плохо. Часть развозящих наш паровоз остановилась на тех. остановку перед Гренной, вторая едет. Мы с ней. Перед третьим пунктом питания в Йёнчёпинге, где заканчиваются первые 100 километров дистанции, группа неожиданно сворачивает куда-то в сторону, остаёмся предоставленные сами себе. Причём мы со Стасом и еще мужичёк, ехавший за нами. Ни Димы, ни Кирилла не видим. Едем втроём через Йёнчёпинг. За ним начинаются холмы и тягуны. Я лидирую, мужичёк выходит на смены. Стас предпочитает сидеть у меня на колесе и смены игнорирует. Я же еду спокойно и аэробно, впереди еще 190 километров, уматываться в слюни смысла нет. В холмы легко едется в стойке, опять собираем народ пачками, хотя темп вполне себе умеренный. Мужичёк уезжает, без проблем его отпускаем. Но тут же на длинном спуске пролетаем его и еще толпы народу. Дорога широкая, всё безопасно. Разворачиваемся на север вдоль противоположной от старта стороны озера. Холмы продолжаются. Рассвело. Едем со Стасом вдвоём, хотя к нам на колесо периодически прыгают люди. Средняя в районе 31-32, мне комфортно. Так и еду первым, Стас как приклеенный сзади. Я в своём режиме, он в своём. Нас всё устраивает. Всё ждём паровоз, а его нет. Решаем остановится на туалет прямо на трассе, ибо уже давит. Остановка заняла секунд 40. Как потом оказалось, именно в этот момент нас пролетел Кирилл.

Едем дальше. В целом, пока нас не обогнала группа, за которой мы снова сели, я лидировал 80 километров. Раз в 40 минут ем по гелю Sponser, до них ушли два батончика PowerBar. Запиваю водичкой. Еще в начале с собой взял только две бутылки по 750 мл, отказавшись от идеи ехать с рюкзаком с тремя литрами жидкости. Как оказалось впоследствии, верная тактика. И так, мы снова в группе. Но какая-то она не такая, как первая. Лидеры ведут ровно и хорошо, а вот в хвосте пожилой мужичёк, который постоянно то отъезжает в сторону, в горку чуть отстает, с горки уезжает вперед. А на прямых пытается встроиться в нашу ровную струнку как раз передо мной. Через пол часа начинаю по-английски его вежливо просить не дергатся, но он не понимает. Надоел, сил нет. Но мы едем. Так доезжаем до городка Юж. Соблюдаем традицию, не заезжаем на пункты питания. У меня еще полная бутылка, у Стаса - две. Выпили по одной, а дистанции осталось 130 километров. Несмотря на рассвет, холод не уменьшается. Горло замёрзло, дышать не комфортно. В какой-то момент наша развозящая группа останавливается. Снова едем втроём с кем-то. Я привычно лидирую снова в своём режиме. Усталость рабочая. Проезжаем отметку 200 километров.

Общая средняя на уровне 32.6 кмч, что весьма не плохо, ибо план на гонку был выйти из 10 часов. А тут такой запас. Еще километров 30 никого. Потом появляются группы, но быстро прекращают ехать, останавливаясь, или заезжают на пункт питания. Проезжаем Аскершунд, до финиша остаётся 50 км. Общая усталость всё больше и больше даёт о себе знать. Дёргание с группами надоело, говорю Стасу, что предпочитаю ехать сам по себе. И буквально через 10 минут нас прошивает очередной паровоз в одинаковой форме с временем старта через 20 минут после нашего. Запрыгиваю к ним. И начинается ралли. С горки они валят так, что у меня еле хватает моих 50/12, в горку идут комфортно, но тоже с натягом. Те, кто за ними и перед нами, вываливаются и потом всем приходится нагонять паровоз. А тут еще начинается лобовой ветер. Километры тянутся бесконечно медленно. Дорожки становятся уже, обгонять других группой становится сложно, но все аккуратны. Вообще за всю гонку я не видел ни одного падения или завала. До финиша 40 км, 30 км. Я уже начинаю терпеть. Энергетически сила есть, но свежести никакой, тупо цепляюсь на каждом вверх-вниз. За 10 км до финиша решаю отстать, ничего не говоря Стасу. Терпеть я терпел, а вот страдать не хочу. Доеду сам. Группа тут же улетает, а я качусь один. До самого места финиша еду в одиночестве, хотя четыре человека меня всё же обогнали.

Финишный створ проезжаю со смешанными чувствами. Время хорошее, усталость накатила и задавила, но это же всё, конец! Общее время 9:16 Там меня уже ждёт Стас. Привёз мне четыре с половиной минуты, досидев с группой до финиша. Ну и ладно, зато я надеюсь у меня фото одинокого на финише лучше будет!

Vatternrundan финиш

Идём за послестартовым питанием. На выбор курица с картошкой в майонезе или макаронами. Холодное, но аппетит недетский, едим с удовольствием. Тут же запиваем безалкогольным пивом.

Vatternrundan питание на финише

Не смотря на солнце, дует колючий ветер. Ни во время гонки, ни после, нам не хотелось снимать с себя ничего. Тут же на лужайке толпы народу. Кто есть, кто сидит, а кто тут же и спит.

Vatternrundan отдых

Перекусив, встречаем Кирилла. Его время 8:59:43 ... Круто. Потом приехал и Дима, на 8 минут не успев выскочить из 10 часов. Прощаемся и едем по вело дорожке в наш кемпинг. Я сажусь в машину и пока Стас переодевается, отключаюсь на 15 минут. Дальше эту же процедуру повторяю и я. Пакуем велосипеды. Решаем на свой страх и риск не ждать необходимых по условиям 6 часов после финиша до вождения машины, выбираемся из города и едем в Стокгольм. Часть трассы (скоростное шоссе) перекрыта, толпы велосипедистов двигаются к финишу.

Vatternrunda road closure

Но усталость даёт о себе знать. Пока добрались до Стокгольма, два раза останавливались на кофе и подремать.

Для любителей циферок - трек с прибора.